Меню

четверг, 7 ноября 2013 г.

Работа в коллекторских компаниях: обещания и реальность

Выбор есть всегда
С работой сейчас все очень непросто, это знают все. Даже престижное высшее образование практически ничего не гарантирует. Окончив известный ВУЗ, вчерашние студенты начинают свои метания в поисках работы по специальности. У кого-то это получается, у кого-то нет. Найти должность с более-менее достойной оплатой - уже достижение. Работать в сфере, которая тебе нравится и соответствует твоим навыкам, еще сложнее. А объединить в одной работе приличную зарплату и удовольствие от ее исполнения - фактически счастье в наши нелегкие времена.
С одной стороны, чтобы занять желаемую вакансию необходим опыт и стаж. С другой стороны, где взять тот самый стаж, если он является обязательным условием даже для самых низовых должностей? Вот и получается, что многим дипломированным бакалаврам, магистрам, специалистам выбирать особо не из чего и проходится идти на работу, которая хоть как-то соответствует образованию и может приносить минимальный начальный доход.
И вот после длительного поиска в интернете возможных вариантов трудоустройства соискатель находит постоянные предложения коллекторских компаний. Объявления содержат привлекательную начальную оплату, условия работы в современном офисе, говорят о молодом и дружественном коллективе, возможностях роста и т.д. Требования к соискателю довольно демократичны: высшее законченное или незаконченное образование, умение работать с компьютером и базами данных, коммуникабельность, стрессоустойчивость. Обязанности описаны довольно расплывчато и говорят умными словами лишь о том, что работать придется в финансовой сфере.

Но как реально выглядит работа в коллекторских компаниях, и соответствует ли она обещаниям объявлений и ожиданиям соискателя? Но обо всем по порядку.
Дело в том, что, собирая и анализируя открытую информацию о коллекторах на вэб-просторе, невольно находишь сведения о них как работодателях. С одной стороны, эти организации открыто публикуют информацию о вакансиях, с другой - в интернете много отзывов действующих и бывших сотрудников коллекторских компаний. Конечно, можно много говорить о соответствии таких комментариев реальному положению вещей, но, тем не менее, прослеживается определенная закономерность, которую можно списать либо на общее объективное мнение, либо на вселенский заговор против коллекторов. Какие делать выводы, решать Вам, уважаемый читатель.
Информацию о поиске новых сотрудников легко можно найти как на сайтах коллекторов, так и на известных специализированных порталах.
Так, на сайте ООО "Универсальная коллекторская группа" находим, что компания постоянно ищет новых сотрудников на должность специалист контакт-центра. Компания гарантирует (именно гарантирует):
  • Удобный гибкий график работы (возможность совмещать с учебой);
  • Работу в комфортабельном офисе;
  • Официальное трудоустройство;
  • Заработную плату начинающего сотрудника от 3500 грн.;
  • Стабильную ее выплату, повышение должности и оклада;
  • Работу в дружном коллективе.
Обязанности описаны так:
  • Ведение переговоров с клиентами;
  • Урегулирование конфликтных ситуаций;
  • Составление графиков платежей;
  • Ведение отчетности;
  • Контроль выполнения обязательств;
  • Консультирование по финансовым вопросам.
Без знания специфики работы звучит даже довольно привлекательно)
Более полную информацию о вакансиях компании находим на портале rabota.ua. ООО "УКГ" предлагает такой список открытых должностей в Киеве (с указанием размера оплаты; все вакансии опубликованы порталом после 01.11.2013):
  1. Оператор Колл-Центра (3500 грн.)
  2. Эксперт по работе с банковской просрочкой (4500 грн.)
  3. Специалист по работе с залоговым имуществом (7000 грн.)
  4. Специалист дистанционной связи с клиентами финансовых организаций (4000 грн.)
  5. Специалист контакт-центра (3700 грн.)
  6. Оператор Call-Centre (3700 грн., но чем отличается от позиции (1) - непонятно: название то же, но оплата на 200 грн. выше; опубликовано на 6 дней раньше позиции (1))
  7. Специалист по взысканию проблемной задолженности (3700 грн.)
  8. Главный специалист по взысканию задолженности (4500 грн.)
Понятно, что позиции (2), (3) и (8) не являются рядовыми и относятся уже к менеджменту околосреднего звена. Одним из требований к соискателям по этим вакансиям является опыт и определенные навыки.
Но все остальные позиции (1, 4, 5, 6, 7) практически идентичны. Можете сами это легко проверить на указанном ресурсе. Начальная оплата по данным вакансиям составляет 3500 грн. Указана ставка от 2300 до 5000 грн., и бонусы от 1000 до 8000 грн. Странно, но разброс ставок очень велик, и уже тут возникает ряд вопросов.
Кроме того, компания гарантирует все то, что было уже написано на сайте (удобный график, современный офис, карьерный рост и т.д.).
Требования к кандидатам по всем пяти вакансиям тоже идентичны:
  • Хорошая дикция;
  • Навыки общения;
  • Уверенный пользователь ПК;
  • Ответственность, пунктуальность, логическое мышление;
  • Желание зарабатывать от 1000 у.е. (меня всегда удивляло такое требование);
  • Возраст от 18 до 30 лет.
В одном случае даже отдельно указали, что рассматривают кандидатов без опыта работы.
Функциональные обязанности по вакансиям также очень схожи:
  • Ведение переговоров с клиентами финансовых организаций;
  • Контроль выполнения договорных обязательств;
  • Консультирование по финансовым вопросам;
  • Фиксация результатов в ПО.
Но нам то уже известно какие именно переговоры и в каком формате нужно будет проводить.
Намного интереснее и колоритней ситуация с отзывами бывших сотрудников компании. Пишут в комментах люди много познавательного из внутренней кухни коллекторов. Но сначала, небольшое лирическое отступление по теме.
Как Вы уже убедились, коллекторы - это полностью закрытые организации. У них просто маниакальное нежелание (или боязнь) открытого диалога и нормального конструктивного общения. Начинается все с наших попыток выяснить ситуацию во время телефонного звонка. Как известно, результат всегда нулевой, не говоря уже о требованиях предоставить необходимую документацию и доказательства.
Далее, несмотря на все заверения на сайтах коллекторов о готовности помочь должнику, проявление такой заботы стремится к нулю при более детальном анализе происходящего. Более того, абсолютно все группы или страницы коллекторов в соцсетях даже не предполагают какого-либо диалога, поскольку комментарии закрыты, а обсуждения отсутствуют. Остается только один канал связи - электронная почта. Но эффективность такого общения известна, а об оперативности вообще говорить не приходится.
Форумы, поднимающие вопросы деятельности таких организаций, коллекторам также не интересны. Но наш народ всегда найдет выход)
Люди стали выказывать свое негодование на ресурсах, которые посвящены оценке работодателей. И вот оно чудо. Редко, но все же можно увидеть в таких обсуждениях скупые ответы сотрудников коллекторских организаций. Только и тут не все прозрачно. Их реплики неинформативны, содержат только общие фразы и призыв связаться с ними по возникшим вопросам. Но это уже что-то. Конечно, тут все скрыто завесой анонимности, поскольку непонятно, кто именно дает такие ответы от имени организации. Подпись всегда одна: "С уважением, коллекторская контора такая-то". Только я в этом никакого уважения не вижу.
В результате при анализе отзывов на подобных ресурсах приходится отсеивать комментарии с негодованием рядовых "должников" и их желанием высказать свое отношение к деятельности наших оппонентов.
В целом, отзывы по теме работы в коллекторских компаниях отличаются экстремальной полярностью. Одни радуются хорошим возможностям, замечательным условиям и коллективу. Другие вспоминают работу в таких организациях как страшный сон, постоянный обман и добела накаленную психологическую обстановку. Нечто среднее просто отсутствует.
Даже непрофессиональный лингвистический анализ позитивных отзывов вызывает обоснованные подозрения об их происхождении. Стиль написания одинаков: слащаво, без энтузиазма, одна и та же лексика в эпитетах. Мне это напомнило написание комментариев на форуме для его быстрейшей раскрутки (рирайт чистой воды).
Кроме того, негативные отзывы пестрят фактами, которые тяжело придумать, не зная внутреннюю кухню таких работодателей. К тому же, такие сведения озвучиваются неоднократно разными комментаторами в той или иной форме. Теперь попытаемся их сгруппировать.
Зарплата
Общее мнение: размер оплаты очень субъективен и напрямую зависит от желания руководства. Алгоритм расчета зарплаты так и остался неизвестен практически всем. Причем ставки как таковой просто нет. Одна дама написала, что вообще могут не оплатить 2 месяца, а потом выдать по 500 грн., ссылаясь на "финансовые трудности компании".
Кроме того, никто не предупреждает, что бонусы выплачиваются только после 2-х месяцев работы. Фактически, оплата работы почасовая, но размер временной ставки так и остается загадкой.
Один парень написал, что после подачи заявления на увольнение, появились непонятные служебные записки о нарушении им трудовой дисциплины (о которых раньше никто и не знал), за что с выплат была снята солидная сумма.
Все однозначно сходятся во мнении, что для того, чтобы выйти на обещанные минимальные 3000-3500 грн. даже не для новичка придется работать по 10-12 часов в сутки, не вставая из-за монитора. Сурово, однако.
Особо меня потешили некоторые моменты со штрафами за лишний отрыв от рабочего места связанный с походом в туалет или лишний перекур втечении рабочего дня. Также практикой стали 2-3 месячные задержки в выплате заработной платы, о чем говорят даже действующие сотрудники.
Официальное трудоустройство
Абсолютно все комментаторы говорят о том, что зарплата выплачивается в конвертах. Соответственно что-то доказать в легальном порядке или отстоять свои права просто невозможно. Также не стоит рассчитывать на оплачиваемый отпуск и больничные.
Условия работы
И тут созданный коллекторами миф рассыпается. Используется устаревшая офисная техника и даже 60-тигерцовые глазовыжигательные мониторы.
В одной офисной комнате работает до 20 операторов, так что можно представить общую обстановку.
Дружный коллектив
Возможно, но только в среде рядовых операторов. Практически все говорят, что приходится работать под постоянным психологическим давлением руководства. Кроме того, менеджеры ставят заведомо невыполнимые задачи, что потом является формальным поводом для штрафов. Одна барышня написала, что текучка кадров в компании настолько большая, что руководство среднего звена уже и не старается запоминать работников по именам.
Многие комментаторы прямо упоминают ФИО руководителей, говоря об откровенно хамском отношении к рядовым сотрудникам. Сейчас мы не будем переходить на личности. Вы можете сами почитать такие отзывы на ресурсах, адреса которых я укажу ниже. Но люди пишут, что многие из руководства коллекторских фирм являются бывшими сотрудниками правоохранительных органов или банковских учреждений. Кроме того, "временные финансовые трудности" и "плохая работа подчиненных", за что их постоянно штрафуют, не мешают таким начальникам отдыхать на престижных курортах и владеть дорогими иномарками.
Тренинги и профессиональный рост
Да, такие компании учат своих новоприбывших работников. Но чему?
В этой публикации блога Вы найдете видео с коротким инструктажем сотрудников. Все подчинено одной задаче - выбить все, что можно из "должника". Вопрос о методах и стиле общения уже второстепенен. Многие операторы из-за отсутствия должного образования не понимают, что так называемые "тренеры" толкают их на нарушение закона, за что предусмотрена административная или даже уголовная ответственность. Мы сейчас не говорим о моральной стороне вопроса.
В сети по этой ссылке я нашел своего рода "курс молодого бойца" или краткое руководство к действию для новоиспеченных звонарей. В нем изложен алгоритм разговора с должником для разных ситуаций. А говорит он следующее: требуйте погашения, звоните родственникам, давите психологически. При этом ни слова о юридической стороне вопроса и правах "клиента" коллекторской фирмы.
Очень интересно читать отзывы юридически грамотных людей о работе в этих организациях. Так один комментатор утверждает, что руководство практически заставляет операторов "орать" на должников и принуждать к исполнению несуществующих обязательств. При этом должника нужно запугать несуществующей ответственностью по несуществующим законодательным нормам. Этот парень сразу говорит, что из-за долга в 1000 грн. коллекторы никогда не обратятся в суд. Даже для него, дипломированного юриста суммы насчитанных долгов остались загадкой, а основой любых отношений должен быть официальный документ с мокрой печатью организации.
Он также сообщает, что звонящие просто не владеют знаниями в данной сфере и не имеют малейшего представления, о чем они говорят с должником. Главное, что от них требуется, - выбить некие долги, не вникая в суть вопроса.

Верить или не верить такой информации и комментариям - решать только Вам. Ясно одно: при выборе работы всегда нужно досконально изучить работодателя. Иначе работа может превратится в постоянный стресс и добровольную каторгу. Я специально не указывал, о каких организациях идет речь, поскольку Вы сами можете легко проверить указанную информацию.
Не берусь утверждать, что в коллекторских компаниях работают только люди с низкими моральными качествами, недостаточным образованием и обидой на весь мир. Каждый волен решать сам. Но выбор всегда остается.

Для написания данной статьи использованы такие интернет ресурсы:

2 комментария:

  1. Люди там долго не работают вообще. Большинство – не выдерживает и месяца. Я также знаю судьбу нескольких уволившихся сотрудников Купера и УКГ. Этих людей после тех проклятий, которых они наслушались на работе, стали преследовать трагические события в жизни. Одному парню трамваем отрезало ноги. Девушка, может кто помнит – Виктория Сергеевна (любила так представляться по телефону) заболела раком груди и даже после операции болезнь не уходит. И таких историй добрый десяток (это только из известных мне). Если Вы, друзья мои, хоть сколько нибудь жалеете своих родных и близких, вспомните, что кто-то же Вас любит и хочет чтобы вы жили не безногим инвалидом, да и места на кладбище в Киеве дорого стоят. Так вот, пожалейте себя и имейте милосердие к близким – не ходите работать в эту компанию. Поверьте, я не их клиент, а просто хочу уберечь многих людей от самой большой ошибке в их жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю как, но я только сегодня заметил Ваш комментарий.
      Для сбора информации и развития проекта ищу бывших и действительных сотрудников коллекторских компаний. Все на условиях ПОЛНОЙ АНОНИМНОСТИ!
      Буду очень признателен за любой контакт или информацию. Связь через почту проекта или социальные сети (адрес и ссылки есть в разделах блога).
      Благодарю заранее)

      Удалить