четверг, 31 октября 2013 г.

Продолжаем атаку. Защищаем свои потребительские права

Сомневаюсь, что коллекторы анализировали полный перечень совершаемых ими нарушений законодательства. У них иные задачи и цели.
Тем не менее отдельные приемы их деятельности прямо запрещены законодательными нормами. В том числе четко выражены нарушения в сфере защиты прав потребителей.
Будем честны сами с собой: мы практически ничего не знаем о таких правах и редко к ним прибегаем. Мы вспоминаем об их защите только после серьезного отравления просроченной колбасой или после внезапной поломки телевизора во время гарантийного периода. Тут же начинаются судорожные поиски товарного или кассового чека, договора о покупке и гарантийного талона.
Однако права потребителей - это более широкое понятие. Еще в процессе покупки мы можем не только сверить сроки хранения (пригодности) и сохранить чек о приобретении, но и потребовать сертификаты качества (соответствия), а также выяснить происхождение товара, ознакомившись с приходными накладными. Но из-за стеснительности, отсутствия уважения к собственному здоровью или простой безграмотности мы редко пользуемся своими правами.
Также в процессе подневольного общения с коллекторами мы остаемся потребителями. Даже если коллектор приобрел некие наши долги (фактически - наши обязанности по оплате), никто в этой операции не отменял или каким-либо образом ограничил наши права.

Основной нормативный акт, регулирующий данную сферу, - Закон Украины "О защите прав потребителей". Согласно ч.1 ст.4 Закона:
"Потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, которая реализуется на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на:
1) защиту своих прав государством;
................"
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.5 Закона:
"Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получение знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения или использования продукции в соответствии с их нуждами, и гарантирует приобретение или получение продукции другими законными способами в объемах, которые обеспечивают уровень потребления, достаточный для поддержки здоровья и жизнедеятельности."
Полный перечень наших прав Вы найдете в Законе. При желании и возможности уделите время его детальному изучению.
Сейчас нас больше интересует ст.19 "Запрет нечестной предпринимательской практики". Так, согласно ч.1 ст.19 Закона:
"Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность (действия или бездеятельность), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной."
В соответствии с ч.5 ст.19 Закона:
"Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
.........................................
2) совершение длительных и/или периодических визитов в жилище потребителя, несмотря на требование потребителя прекратить такие действий или покинуть жилище;
3) совершение постоянных телефонных, факсимильных, электронных или других уведомлений без согласия на это потребителя;"
Кажется норма четкая и понятная. Нельзя нас донимать звонками без нашего согласия, тем более если было неоднократное требование их прекратить. Правда, тут нам нужно учесть один большой неприятный момент.
Дело в том, что законодатель однозначно запретил агрессивную предпринимательскую практику, но при этом не установил ответственность за нарушение данной нормы. Не удивляйтесь, такое в наших законах сплошь и рядом. По закону как бы нельзя, но на практике наказать невозможно.
Однако не будем опускать руки и почитаем дальше.
Согласно ч.3 ст.5 Закона:
"Защиту прав потребителей обеспечивают центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением защиты прав потребителей, Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы, которые обеспечивают государственный санитарно-эпидемиологический надзор, другие государственные органы, органы местного самоуправления согласно законодательства, а также суды."
 Учтем, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.26 Закона, данный государственный орган имеет право:
"давать субъектам хозяйствования обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений прав потребителей;"
Таким образом, мы как минимум вправе сообщить о нарушении наших прав и потребовать выдать соответствующее предписание о прекращении таких нарушений в виде частых звонков без нашего согласия или даже неприятных визитов коллекторов.
В конце концов, данные службы существуют на регулярно перечисляемые нами налоги, а сообщить о данных фактах - наш священный гражданский долг.
Согласно Указу Президента Украины от 13.04.2011 №465/2011 таким уполномоченным органом является Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Положения, утвержденного Указом Президента от 13.04.2011 №465/2011, Госпотребинспекция Украины с целью организации своей деятельности:
"рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан по вопросам, которые входят в компетенцию Госпотребинспекции Украины, ее территориальных подразделений;"
В соответствии с п.п.5 п.6 этого Положения Госпотребинспекция Украины для исполнения возложенных на нее задач имеет право в установленном порядке:
"давать субъектам хозяйствования обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений прав потребителей;"
Воспользоваться ли таким правом - решать только Вам. Может показаться, что такой ход является лишним и малоэффективным. Однако подумайте, выбирают ли методы коллекторы при работе с Вами?

Теперь непосредственно начнем составлять жалобу в Госпотребинспекцию.
Легенда.
На этот раз Коваленко Панас Анастасович решил пожаловаться в Госпотребинспекцию (другие запросы и жалобы ищите в предыдущих публикациях). Адрес инспекции находим на их официальном сайте:
  • Адрес: 03680, г. Киев-150, ул. Горького, 174;
  • Руководитель: Орехов Сергей Николаевич.
Пример такой жалобы можете скачать еще по одной ценной ссылке.

Порядок отправки мы уже неоднократно рассматривали в предыдущих публикациях.

P.S. Я как автор этого поста, учитывая его объем и многочисленные ссылки на нормативную базу, оставляю за собой право изменить и уточнить некоторые моменты касательно трактовки и практического применения законодательных норм, а также сам шаблон письма-обращения. Однако суть статьи и ее целостность не пострадают. Нет предела совершенству)

1 комментарий:

  1. Большое спасибо за науку.
    Будем писать письма....

    ОтветитьУдалить