Меню

среда, 11 сентября 2013 г.

Выясняем происхождение, точную сумму и факт передачи нашего долга

Эта история произошла с моим другом несколько лет назад. Один из ведущих операторов мобильной связи проводил акцию, по условия которой можно было недорого купить мобильный телефон вместе с контрактным подключением. Ежемесячная абонплата составляла довольно скромную сумму, порядка 50 грн. Однако новый дополнительный номер оказался не нужен, и мой друг решил прекратить пользоваться услугами связи компании за пару месяцев до окончания контракта. Как добропорядочный, обязательный и законопослушный гражданин, он решил заглянуть в один из центров обслуживания компании, сообщить об этом ее сотрудникам, написать соответствующее заявление и закрыть подписанный ранее договор.
Менеджер  с широкой улыбкой встретила клиента, но услышав о целях визита отношение несколько изменилось. Оказалось, что досрочно закрыть договор не предоставляется возможным. Тогда мой друг предложил на месте оплатить остаток за весь период действия контракта, написать заявление и закрыть этот вопрос. Просто по истечении указанного периода условия менялись, вникать в них желания не было, а тратить время на последующие визиты ради пустой формальности довольно глупо в данной ситуации. Но, как оказалось, и это сделать невозможно. Нужно было обязательно прийти в сроки завершения условий предоставления связи.
Не понимая зачем такой формализм и ненужные процедуры, друг просто покинул офис, перестал пополнять баланс, пользоваться этим номером и вообще забыл об этом досадном недоразумении.
Дальнейшее развитие событий Вы легко можете предугадать. Через пару месяцев начались звонки коллекторов (название организации он уже и не помнит) и требования оплатить долг. Длилось это несколько месяцев, коллекторов никакие объяснения не устраивали.
В конце концов мой друг внес их номера в "черный список", предупредил своих домашних и ушел в глубокий игнор. И понять его можно. Компания могла пойти на встречу, досрочно получить оплату и отпустить клиента, но они выбрали совершенно недружественный метод. 
Ситуации, подобные этой носят массовый характер. По условиям контрактов многие компании с большим упрямством не желают отпускать своих клиентов, но охотно заключают контракты с новыми, скромно умалчивая о процедуре прекращения взаимных обязательств.
Конечно, можно вчитываться в каждую букву соглашения, досконально изучить все условия и процедуры. Но что это даст? Разве нам разрешают менять стандартные условия договоров, прописанные целой юридической службой организации? Конечно, нет. Из-за этого страдает прозрачность договорных отношений, ограничивается выбор клиента и общая конкуренция. Вину за это несет непосредственно оператор услуги.
Кроме того, многие годами даже о подозревают о наличии некой задолженности по причине молчания поставщика услуги. Все меняется со звонком коллектора. Как минимум такое положение вещей удивляет, отнимает время, портит нервы, вызывает реакцию обратную ожидаемой коллекторами и желание разобраться в ситуации.
Вместе с нашими долгами коллекторам в руки попадают персональные данные, строго охраняемые законом. А потом еще выясняется, что новый кредитор также предоставил эти сведения некому представителю (ООО "Универсальная коллекторская группа" или ООО "УкрФинансы", например), звонки которого приносят нечто новое в жизнь, только не радость и душевное спокойствие.
И так, из звонка коллектора мы узнали, что нам приписывают некую "задолженность". Конечно, на этом можно остановиться, устраивать телефонные дебаты и игнорировать требующую сторону. Но если Вы все же решили пролить свет на эту ситуацию, выяснить происхождение долга, вернуть здоровый сон, воспользоваться предоставленными законодательством правами, перейти в актив поборников справедливости и наказать виновных, следующие несколько постов специально для Вас.
И начнем мы с той организации, по мнению которой у Вас возникла задолженность за предоставленные услуги. Нам необходимо выяснить:
  • Происхождение задолженности;
  • Ее точную сумму на момент передачи;
  • Факт уступки прав требования новому кредитору;
  • Условия и законность передачи наших персональных данных.
Приготовьтесь, теперь нам понадобится внимательное изучение отечественного законодательства, регулирующего данные операции и правоотношения. Остановимся лишь на самом важном и полезном для нас.

Происхождение задолженности

Я уже писал о том, что долги просто так не возникают. Все субъекты предпринимательской деятельности обязаны вести финансовый учет и соблюдать договорное (гражданское) законодательство. Безусловно лучше, если у Вас на руках остался договор (контракт, соглашение) о предоставлении услуги, квитанции и платежные документы. Тогда можно провести предварительный анализ до отправки письма. Но если Вы давно сочли эту бумагу макулатурой и успешно от не избавились, - не беда.
Во-первых, поставщик услуги обязан вести внутренний финансовый, бухгалтерский и налоговый учет каждой финансово-хозяйственной операции по таким документам.
Во-вторых, поскольку Вам досаждают коллекторы, по умолчанию срок исковой давности не прошел (они на что-то же надеются), и такие документы и ведомости в полном объеме должны хранится у первичного кредитора на бумажных и/или электронных носителях.
В-третьих, платежные документы, кроме того, хранятся в обслуживающем банке первичного кредитора. А там с учетом очень строго, и суммы просто так затеряться не могут.
Сложно судить о происхождении какой-то суммы задолженности, не вникая в условия конкретного контракта: бывают разные условия и ситуации. Но можем утверждать, что любой долг состоит из:
  • основной суммы предоставленной, но не оплаченной услуги (тела долга);
  • насчитанной пени по условиям договора;
  • штрафных санкций, предусмотренных соглашением;
  • иных сумм с учетом требований закона.
Порядок определения каждого из пунктов должен быть предусмотрен соответствующими условиями контракта и/или действующего законодательства, ссылка на которые обязательна. Учитывается количество дней просрочки, конкретные суммы, учетная ставка Национального банка и другие факторы, которые поставщик услуги обязан мотивировать путем предоставления расчета.

Точная сумма долга на момент его переуступки

Учитывая заверения коллектора, первичный кредитор переуступил (продал) сумму Вашей задолженности новому кредитору. Это означает, что сумма проданной задолженности (прав требования) должна равняться сумме задолженности, которую поставил на учет новый кредитор (коллектор). Повторюсь: эти суммы одинаковые.
А это означает, что первичный кредитор обязан знать, сколько точны Вы были должны этой компании на момент переуступки прав требования, даже если сейчас эта организация от Вас ничего не требует заплатить и ссылается на продажу долга новому кредитору.
Эта сумма должна фигурировать в регистре и/или акте приема-передачи конкретных долгов от первичного кредитора новому по конкретному должнику (с указанием сумм, ФИО, адреса, номера договора и других важных сведений).

Факт уступки прав требования новому кредитору

Теоретические основы такой уступки мы уже рассматривали в первом посте блога. Давайте детально проанализируем некоторые законодательные нормы и термины, поскольку это позволит более профессионально подойти к вопросу.
Согласно ч.1 ст.512 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ):
"Кредитор в обязательстве может быть заменен другим лицом вследствие:
1) передачи им своих прав по сделке (уступка права требования);
2) правопреемства;
3) исполнения обязательства должника поручителем или залогодателем (имущественным поручителем);
4) исполнения обязательства должника третьим лицом".
Значит, законодатель действительно предусматривает уступку прав требования по задолженности от первичного кредитора новому.
Абзац первый ч.1 ст.1077 ГКУ устанавливает, что:
"По договору факторинга (финансирования под уступку права денежного требования) одна сторона (фактор) передает или обязуется передать денежные средства в распоряжение другой стороны (клиента) за плату (любым предусмотренным договором способом), а клиент уступает или обязуется уступить фактору свое право денежного требования к третьему лицу (должнику)".
Для упрощения запоминаем, что:
Должник - тот, у кого есть определенная задолженность, и он не меняется (то есть мы с Вами);
Клиент (в данном случае) - первичный кредитор или лицо передающее права требования к должнику (первоначально всегда возник долг должника перед клиентом);
Фактор - новый кредитор, который принимает (покупает) права требования (долг) у первичного кредитора (после этого должник должен заплатить именно ему).
Согласно ч.1 ст.516 ГКУ:
"Замена кредитора в обязательстве совершается без согласия должника, если другое не установлено договором или законом".
Таким образом, передать (продать) наши долги имеют право без нашего согласия. Единственное условие, когда такое согласие обязательно, - прямое условие в договоре или ином законе.
Плохо это или хорошо, но факт остается фактом. Нас об этом уведомлять не обязаны.
Однако ч.2 ст.516 ГКУ четко устанавливает, что:
"Если должник не был письменно уведомлен о замене кредитора в обязательстве, новый кредитор несет риск наступления неблагоприятных для него последствий. У этом случае исполнение должником своей обязанности первичному кредитору является надлежащим исполнением".
О чем говорит эта несколько заумная норма? Да все очень просто! Если Вас письменно не уведомили о переходе обязательства, и новый кредитор (коллектор) не получает от Вас платежи по купленным им долгам, то это его проблема! Нужно сначала направить письмо должнику, а уже потом докучать нам звонками и СМС-ками. Но почему-то при упоминании этой нормы у всех коллекторов начинается острый массовый приступ склероза и правовой неграмотности.
Кроме того, согласно 2-му предложению, в случае неуведомления мы должны оплатить свою задолженность первичному кредитору. Но странно, что уже неоднократно были случаи, когда люди ничего письменно не получали, перечисляли деньги по реквизитам первичного должника, а потом эти суммы бесследно пропадали (этим славится "Укртелеком"). Там лишь разводят руками, посылают к коллекторам и отказываются что-либо объяснять. Ну что же, будем их исправлять.
Кроме того, согласно ч.2 ст.517 ГКУ:
"Должник имеет право не исполнять свое обязательство новому кредитору до представления должнику доказательств перехода к новому кредитору прав в обязательстве".
Все. Занавес. Неужели уважаемые коллекторы, хвалящиеся на сайтах высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и мощной юридической службой, считают доказательствами звонки, СМС-ки и письма невнятного содержания? По крайней мере, это настораживает.
Вот представляю ситуацию. Суд. Дело о возврате долгов. Судится сосед с соседом.
Судья:
- Истец! Ваши доказательства, что Петров взял у Вас в долг 1 млн.грн.?
Истец:
- Конечно, Ваша честь. Я Вам сейчас справку выпишу!
По-моему, ситуация аналогична нашей)
Мы немного отвлеклись от темы, и эти моменты мы еще рассмотрим в блоге, в том числе понятие "доказательство". Скажу одно: это не должник должен доказывать отсутствие долгов, а кредитор их наличие.
Сейчас нас больше интересует ч.1 ст.517 ГКУ, где сказано, что:
"Первичный кредитор в обязательстве должен передать новому кредитору документы, которые свидетельствуют о правах, которые передаются, и информацию, которая является важной для их реализации".
Вот она, передача нужной информации и сумм долга. Один сдал, другой принял. Оформляется это следующими документами:
  1. Договором факторинга;
  2. Регистрами, списками и актами приема-передачи таких сведений: сумм, персональных данных, подтверждающих документов.
Почему этими двумя документами? Как правило, договор устанавливает правоотношения сторон, содержит их права и обязанности. А вот сам юридический факт передачи - актом, согласно которого можно идентифицировать конкретного должника и его суммы. Эти документы мы и будем требовать.

Передача баз персональных данных

Эту сферу в основном регулирует Закон Украины "О защите персональных данных". Проанализируем некоторые понятия, используя определения этого нормативного акта.
Персональные данные - ведомости или совокупность ведомостей о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано.
База персональных данных - именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и/или в форме картотек персональных данных.
Субъект персональных данных - физическое лицо, касательно которого в соответствии с законом совершается обработка его персональных данных.
Обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, таких как сбор, регистрация, накапливание, хранение, адаптация, смена, обновление, использование, и распространение (распространение, реализация, передача), обезличивание, уничтожение, персональных данных, в том числе с использованием информационных (автоматизированных) систем.
Владелец персональных данных - физическое или юридическое лицо, которому законом или по согласию субъекта персональных данных предоставлено право обработки этих данных, которое утверждает цель обработки персональных данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если другое не определено законом.
Распорядитель персональных данных - физическое или юридическое лицо, которому владельцем персональных данных или законом предоставлено право обрабатывать эти данные от имени владельца.
Согласен, это сухой формализованный юридический язык, но тем не менее эти термины понятны даже на интуитивном уровне.
Несколько размыто понятие владельца и распорядителя персональных данных. И это лучше объяснить на примере обыкновенно интернет-форума. Владелец - это создатель и главный админ этого ресурса с очень широкими правами, а распорядитель - это модератор, которому админ доверяет некоторый набор функций.
Понятно, что мы с Вами являемся субъектами персональных данных или, исходя из нашего примера, - простыми зарегистрированными пользователями форума, которые выбрали себе ник, указали e-mail, дату рождения и другие данные.
Очевидно также, что первичный кредитор ("Укртелеком" или "Киевстар", например) являются владельцами баз. Данные они взяли из договоров, которые мы когда-то подписали. Ну а кто же тогда новый кредитор или фактор?
Исходя из простейших умозаключений, определений законодателя и ч.1 ст.517 ГКУ, новый кредитор должен создать свою базу данных и стать ее владельцем, поскольку первичный кредитор может уже исключить (удалить) нас из своей базы. А вот компании, работающие по доверенности с новым кредитором (ООО "Универсальная коллекторская группа" или ООО "УкрФинансы", например), явно должны быть распорядителями таких баз. Но этот вопрос мы еще уточним после настойчивого общения с ними.
Главное осознать то, что нам (как субъектам персональных данных) указанный Закон предоставляет широкие и четкие права. Конечно, нужно учитывать условия договора и его особо коварные пункты, но давайте рассмотрим общую ситуацию.
Прежде всего согласно ст.5 Закона:
"Объекты защиты.
1. Объектами защиты являются персональные данные.
2. Персональные данные, кроме обезличенных персональных данных, по режиму доступа являются информацией с ограниченным доступом."
Это говорит о многом. Доступ к ним должен предусматривать специальною процедуру, исключая непонятно как оформленных работников без инструктажа и оговоренных прав.
Часть 5 ст.6 Закона говорит:
"Обработка персональных данных проводится для конкретных и законных целей, определенных по согласию субъекта персональных данных, или в случаях, предусмотренных законами Украины, в порядке, определенном законодательством."
 Как говорится, комментарии излишни. Кроме того, в соответствии с ч.6 ст.6 Закона:
"Не допускается обработка данных о физическом лице без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека."
Четко и понятно. Есть согласие - обрабатывай, нет - тогда зась.
Особенно мне нравится статья 8 Закона - "Права субъекта персональных данных". А они очень широкие. Поэтому, мы остановимся на них отдельно.
Так ч.1 говорит:
"Личные неимущественные права на персональные данные, которые имеет каждое физическое лицо, являются неотъемлемыми и неприкасаемыми."
Звучит скорее декларативно, но тем не менее.
Дальше согласно ч.2 ст.8 Закона:
"Субъект персональных данных имеет право:
1) знать о местонахождении базы персональных данных, которая содержит его персональные данные, ее назначение и наименование, местонахождение и/или местожительства (пребывание) владельца или распорядителя персональных данных или дать соответствующую доверенность на получение этой информации уполномоченным ими лицами, кроме случаев, установленных законом;"
Вот имею я право знать, где находятся сервера (!) с моими данными и все тут! Мало того, еще и где находиться сам владелец/распорядитель.
"2) получать информацию об условия предоставления доступа к персональным данным, в том числе информацию о третьих лицах, которым передаются его персональные данные;"
А ну-ка, господа укртелекомовцы, расскажите мне. Кому Вы передали такую инфу?
"3) на доступ к персональным данным;"
А почему нет? Я хочу знать, что именно Вы обо мне знаете, и откуда у Вас номер телефона, который я только 2 недели как поменял.
"4) получать не позже чем через тридцать календарных дней с дня получения запроса, кроме случаев, предусмотренных законом, ответ на то, хранятся ли его персональные данные в соответствующей базе персональных данных, а также получать содержание его персональных данных, которые хранятся;"
Я чуть не прослезился) Теперь я точно имею право задать Вам многие вопросы в письменном запросе. Не отвертитесь)
"5) предоставлять мотивированное требование владельцу персональных данных с возражением против обработки своих персональных данных;"
Ну а если мои данные попали к Вам непонятно каким путем, какое право Вы имеете их обрабатывать, что включает использование (т.е. звонки, СМС-ки и непонятные письма)? Я не прошу, я требую!
"6) предоставлять мотивированное требование касательно изменения или уничтожения своих персональных данных любым владельцем и распорядителем персональных данных, если эти данные обрабатываются незаконно или являются недостоверными;"
Удалите! Сожгите! Пропустите через шредер! Или забудьте, используя нейтрализатор из Х/ф "Люди в черном"! (часть блокбастера на Ваш выбор).
"7) на защиту своих персональных данных от незаконной обработки и случайной потери, уничтожения, повреждения в связи с умышленным сокрытием, непредоставлением или несвоевременным предоставлением, а также на защиту от предоставления ведомостей, которые являются недостоверными или порочат честь, достоинство и деловую репутацию физического лица;"
Вот зачем Вы звоните моим родственникам и шефу на работу, рассказывая, что я по уши в долгах, мошенник, и, вообще, мой дом - тюрьма? Четко же написано! Я требую сатисфакции!
"8) обращаться с жалобами на обработку своих персональных данных в органы государственной власти и к служебным лицам, в полномочия которых входит обеспечение защиты персональных данных, или в суд;"
Думаете не напишу? Да нас таких много!
"9) использовать средства правовой защиты в случае нарушения законодательства о защите персональных данных;"
В отличие от Вас, мои действия будут сугубо законны без нарушения общечеловеческих принципов морали.
"11) отзывать согласие на обработку персональных данных;"
Отзываю, однозначно. А есть ли оно вообще?
Там есть еще пару пунктов, но эти наиболее интересны. Ну что, дорогие читатели? Впечатлило? Тогда что мешает нам воспользоваться законно предоставленными правами? Наверное, только лень и отсутствие нужной информации. Только теперь мы это исправим.
Закон очень интересный, и детально мы его еще будем изучать и использовать (рекомендую почитать на досуге).
В свете темы этого поста, нам важно отметить, что согласно ч.1 ст.14 Закона:
"Распространение персональных данных предусматривает действия касательно передачи ведомостей о физическом лице по согласию субъекта персональных данных."
Это мы уже знаем, но повторение - мать учения.
Часть вторая указанной статьи говорит:
"Распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных или уполномоченного им лица разрешается в случаях, определенных законом, и только (если это необходимо) в интересах национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека."
Неужели они считают, что их цели соответствуют указанным интересам? Тогда нам можно спать спокойно. Светлое будущее не за горами)
Особо стоит отметить часть 2 ст.15 Закона, которая утверждает, что:
"Персональные данные подлежат уничтожению в случае:
1) окончания строка хранения данных, определенного согласием субъекта персональных данных на обработку этих данных или законом;
2) прекращения правоотношений между субъектом персональных данных и владельцем или распорядителем базы, если другое не предусмотрено законом; 
3) вступления в законную силу решения суда касательно изъятия данных о физическом лице из базы персональных данных."
Вот это то, что нам нужно.

Теперь оговорим несколько других моментов отправки нашего запроса.

Чем предусмотрено наше право отправлять подобные запросы?

Мы уже упоминали выше, что согласно абзацу 6 ч.2 ст.6 Закона Украины "О защите персональных данных" нам обязаны в течении 30-ти дней с момента получения запроса предоставить информацию касательно баз персональных данных.
Основной нормативный акт, более широко регулирующий данную процедуру, - Закон Украины "Об обращениях граждан" от 02.10.1996 №393/96-ВР. Так, согласно абзаца 1 ст.1 Закона:
"Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, институты, организации независимо от формы собственности, средства массовой информации, должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касательно их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических, а также личных прав и законных интересов, а также жалобой об их нарушении."
Также, согласно абзацу 1 ст.7 Закона:
"Обращения, оформленные соответствующим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению".
 Более того, в соответствии с абзацем 1 ст.20 Закона:
"Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позже пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, института, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней".
Кажется, все довольно четко и ясно. До 1 месяца. Если больше - извольте уведомить.
Ну и напоследок, согласно ст.21 Закона:
"Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, институты, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращения граждан, не взимая платы."
Что не может не радовать)

Кому направлять письмо-запрос?

Учитывая, что основной договор всегда подписывает головная компания и ее руководство, для уверенности отправляйте письмо в центральный национальный офис, а его копию - в региональный филиал. Это обязательно ускорит его рассмотрение, а Вы сработаете на опережение. Многие организации очень любят терять такую корреспонденцию. Поэтому, еще один экземпляр по Вашему региону никогда не будет лишним. Хотя и тут решать Вам.

Как направлять письмо-запрос?

Существует 2 проверенных способа:
  1. Вручить лично самому в офисе компании.
  2. Отправить по почте отправлением с уведомлением о вручении.
В первом случае, придется потрать свое время, возможно выстоять в очереди и ловить на себе возмущенные взгляды работников. Кстати, если Вы выбрали этот способ, обязательно требуйте расписаться в получении на копии документа (ФИО работника, дата, подпись, еще лучше - штемпель входящей корреспонденции с номером регистрации).
Отправка по почте предусматривает 2 варианта:
  • Простое отправление с уведомлением;
  • Рекомендованное (заказное) отправление с уведомлением.
Первое предусматривает, что Вы на почте получаете квитанцию о принятии письма, заполняете уведомление с Вашим адресом, на который оно возвращается с отметкой о получении. Стоимость такого отправления из Львова в Киев - около 9 грн.
Во втором случае, Вы приходите на почту с 2 копиями письма (фактически - с 4, поскольку мы отправляем в главный офис и филиал) и описью вложений (организуем в произвольной форме, указывая адресата, дату, подпись, перечень документов и количество листов; необходимо, когда Вы отправляете сразу несколько документов и хотите быть уверенны в получении всего пакета). В данном случае почтовое отделение ставит свою отметку на копии письма. Также заполняете обратное уведомление, которое придет Вам на домашний адрес. Стоимость такого письма из Львова в Киев (зависит от веса, конечно) - около 15.грн.
В обоих случаях срок доставки из Львова в Киев составляет 3-4 дня.

Где взять шаблон письма-запроса?

Ну конечно же на нашем блоге прямо в этом посте по этой очень ценной ссылке (вирусов нет, проверено) или скачать в нашей группе Вконтакте. Нельзя же просто сотрясать воздух и только возмущенно сетовать на вечный обман и тяжелые времена. Пора действовать!

Что это за шаблон письма-запроса?

Любая ситуация уникальна. Невозможно предусмотреть абсолютно все варианты и подготовить данный документ на все случаи жизни. Вам главное понять его принципы, учитывая данный пост, заменить некоторые данные своими, и, конечно, подогнать под свой случай. Я уверен, это не представит большой сложности. Мы ведь уже начинаем разбираться в своих законных правах.
Для примера я придумал некую гипотетическую ситуацию. И так, встречайте. В главных ролях:
  • Возмущенный "должник": Коваленко Панас Анастасович
  • Первичный кредитор: ПАО "Укртелеком".
Адрес "должника": 79014, г.Львов, ул.Бойка, д.12, кв.12. Домашний телефон: 
032 269-11-11.
Адрес ПАО "Укртелеком" находим на их официальном сайте: 01601, г.Киев, бульвар Тараса Шевченко, 18. Там же находим адрес Львовского филиала: 79000, г.Львов, ул. Дорошенка, 43.
Для этих целей также можно использовать сайт ГП "Информационно-ресурсный центр" или другой проверенный источник. Убедитесь в правильности адреса нужной компании. Возможно у Вас остался договор, квитанция, любое официальное письмо.
Легенда.
Некоторое время Панас Анастасович пользовался интернетом от "Укртелеком". Исправно и вовремя платил, но год назад решил отказаться от их услуг. Был в региональном офисе, написал заявление. Никаких уведомлений о долге не получал. Остался договор и квитанции об оплате.
Полгода назад начались звонки из ООО "Купер Прайс". Документы предоставить отказываются, грозят судом и прочей лабудой. Панаса Анастасовича это достало, и он решил прояснить ситуацию, потребовать объяснений и еще кое-чего.
Шаблон договора взят на официальном сайте ПАО "Укртелеком" по этой ссылке.

Замените все данные, реквизиты и дату своими. Измените при необходимости суть и обстоятельства вопроса. Не забудьте подписаться внизу каждой страницы и в конце документа. Теперь осталось только отправить и ждать ответа)

И напоследок прослушайте мое короткое обращение:


Платежные реквизиты и e-mail Вы найдете в разделе "Помощь проекту".

P.S. Я как автор этого поста, учитывая его объем и многочисленные ссылки на нормативную базу, оставляю за собой право изменить и уточнить некоторые моменты касательно трактовки и практического применения законодательных норм, а также сам шаблон письма-запроса. Однако суть статьи и ее целостность не пострадают. Нет предела совершенству)

36 комментариев:

  1. Сергей, спасибо Вам огромное на Ваш труд, это действительно очень полезная информация!

    Позвонили сегодня из УКГ. Сказал, что записываю телефонный разговор, на что сразу же услышал нечто наподобие, что не имею права это делать и все что я запишу, не будет иметь никакой силы. Хотелось бы прояснить этот момент, если Вам не сложно.

    Тем не менее, трубку не бросили (сделали это несколько позже :) ). В разговоре наговорили много интересного, и что у УКГ есть лицензия на факторинговые услуги (в одном из постов Вы писали, что нет), и что мой номер может быть передан в другие компании, и запрет выезда заграницу и прочее прочее, и что им безразлично, что говорит законодательство, а именно "Если должник не был письменно уведомлен о замене кредитора в обязательстве, новый кредитор несет риск наступления неблагоприятных для него последствий. У этом случае исполнение должником своей обязанности первичному кредитору является надлежащим исполнением". Мол прописано в договоре (с Утелом. У меня остался оригинал) - значит, так и будет.

    К слову, в договоре черным по белому написано также, что: "Любая из Сторон Договора не имеет права передавать свои права и обязательства по Договору третьим лицам без согласия на то другой Стороны". Интересно, можно ли истрактовать этот пункт в свою пользу.

    Сказали, что вышлют документы - давайте мол адрес, на что ответил, что он и так у вас должен быть, если вы правомочный кредитор. Раз пять пробежались по кругу с теми же предложениями и тем же моим ответом. Еще посоветовал оператору не повышать тон (было дело), мол ни к чему это не приведет. После этого она, видимо, потеряла терпение, и бросила трубку. Посмотрим, что и как они пришлют :)

    Еще раз спасибо Вам, Сергей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) Правда не знаю, как Вас величать)
      Запись разговора никогда не повредит. Есть голос, дословные аргументы, ФИО звонящего и озвученная сумма. В суде такое доказательство, конечно, на усмотрение судьи. Но это можно использовать и при подаче заявления в милицию, прокуратуру, государственному регулятору защиты персональных данных и т.д. А они уже могут санкционировать прослушку их телефонов.
      УКГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ финансовой компанией! Для этого нужна не лицензия, а свидетельство (они даже этого не знают). Во-первых, это можно проверить в открытых источниках, на которые я уже ссылался в предыдущих статьях. Во-вторых, зачем они тогда указывают в своих "письмах счастья" платежные реквизиты ООО "Купер Прайс"?
      Плевать на закон нельзя. Он имеет высшую силу.
      Обязательно используйте. Можете внести этот аргумент в шаблон письма-запроса и спросить, почему они передали свои права и наши обязательства третьей стороне без согласия (у меня просто нет образца такого договора).
      Ничего они не пришлют) Проверено. А если и будет то непонятное письмо без доказательств и заверенных копий документов.

      Удалить
    2. Соберите друзей, пригласите колекторов домой, там их ОПУСТИЕ по пацанячему и спалите их "серый" ланос. Когда будете опускать сфотайте для соцсетей. Пусть страна знает своих "героев"...

      Удалить
  2. Очень хорошая и познавательная статья, Сергей)))

    ОтветитьУдалить
  3. http://reyestr.court.gov.ua/Review/29506096

    http://reyestr.court.gov.ua/Review/32960135

    http://reyestr.court.gov.ua/Review/25329768

    вот нашел такие ссылки на просторах интернета, у меня долг 60 грн укртелекому, превратился в 500 грн куперпрайсу, лучше заплатить или игнорировать? в случае подачи в суд будет полный провал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Изучать судебные прецеденты - это безусловно полезно. Но подгонять практику под конкретную ситуацию - несколько неправильно. Истекла ли исковая давность? Было ли письменное уведомление? Представлялись доказательства?
      Да и подавать в суд за 500 грн., которые к тому же нужно мотивировать. Так стоит ли игра свеч?

      Удалить
    2. ПРишло письмо от купер прайс что долг утела передан им и что мне надо заплатить сумму 500 грн до 28 июля 2013, письмо пришло сегодня)
      заявление написано о расторжении контракта в 2011 году 31 мая в конторе утел, но позвонив по номеру 0800501188 оператор сказал что после закрытия договора мне начислена сумма, какая неизвестно все передано купер прайс
      абонплата в месяц по контракту в утел была 60 грн
      вопрос про пеню, она будет и дальше расти и может они подадут в суд когда лолг будет 500 тысяч гривень или больше или такого не случится? легче же заплатить 500 чем потом 5000 через суд.

      Удалить
    3. Да, оперативность письма на высоте)
      Исковая давность пени - 1 год. За больший период Вы уверенно отмените ее в суде.
      Вопрос еще такой: предусматривает ли Ваш контракт с УТЕЛ обязательность согласования передачи обязательств по контракту?
      Просьба: отсканируйте и пришлите мне на почту это письмо и контракт (персональную информацию можете закрыть).

      E-mail: easytax.com.ua@gmail.com

      И присоединяйтесь к нашему сообществу ВКонтакте (справа в этом блоге)!

      Удалить
    4. вот ссылка на 8 фотографий договоров, всем же тоже интересно почитать
      http://goo.gl/ILAOhE

      Удалить
    5. Здравствуйте! Та же ситуация, долг в 41 грн. перед Утелом вдруг чедесным образом превратился у Купер-Прайс ровно в 341 грн. Платить не собираюсь по причине того, что если взять индекс инфляции, пеню в 3 % и двойную учетную ставку НБУ, то выходит максимум 60-65 грн. Т.е. остальные требования необоснованы и взяты "с потолка". Призываю не платить мошенникам и жаловаться на них в контролирующеи органы.

      Удалить
    6. Они конечно могут в добровольном порядке потребовать что-то сверху, но поскольку сумма не обоснована то и оплачивать глупо! тут совсем маленькая грань до вымогательства! А вот ментам или прокурорам они максимум обоснуют долг в 41грн (60-65 грн.) а 300грн это уже вымогательство, а это статья и срок для уродов из Купера!

      Удалить
  4. От якби у когось контракт на користування послугами Утел выд 2010 року підгледіти. А то я свій не знаю де подів. А купери атакують...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Договора не являются секретной информацией!
      кому нежен образец договора можете его бесплатно скачать тут:
      http://letitlinks.ru/book/24-dogovor-utel-ykrtelecom.html
      тут две отсканированные в хорошем качестве страницы именно образца 2010 года!

      Удалить
  5. Сергей, первый комментарий в теме был от меня, просто поленился зарегистрироваться :) Когда (и если) что-то пришлют, обязательно отпишусь тут и предоставлю сканы - просто для статистики.

    Кстати, могу сделать и выложить скан договора с Утелом за 2009 год, если кому интересно\полезно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо) Разместите на любом ресурсе, а тут укажите ссылку.
      Вы уже есть в нашей группе Вконтакте?

      Удалить
    2. С Вконтактом, как и фейсбуком как-то не сложилось совсем, не посещаю эти ресурсы совсем :)
      Вот линк на архив с полноразмерными фотографиями договора и приложения к нему (сканнера нет, так что качество оставляет желать... но прочитать при желании можно):
      http://www.sendspace.com/file/60r6kp

      Удалить
    3. Ваше, конечно, право. Но там много единомышленников. Делимся, обговариваем, комментируем, дискутируем. Да и регистрация займет минуту-две)
      А за ссылку спасибо)

      Удалить
    4. Если будет время\желание ознакомится с выложенным договором, с радостью прислушаюсь к Вашим комментариям (в свете изложенного мною в первом комменте к теме).
      Про вконтакт Вы правы. Увы, но чувствую что придется, рано или поздно :)

      Удалить
  6. Купер прайс начал названивать около 2х недель назад. Сказали что у меня долг за UTEL, которым я пользовался в 2011 году, 347гр 64 коп. Я помнил что подавал заявку на то, что бы разорвать контракт. Пришел в офис укртелекома, там сказали что я не провел последний платеж,необходимый для расторжения контракта, но моя заявка на расторжение у них осталась в базе. Также, они не имею права сказать сумму, которую я был им должен. Позвонил в купер парйс, спросил у них, какую конкретно сумму долга они выкупили у укртелекома, они ответили что 47 грн, 64 коп. На вопрос, откуда взялось еще 300грн, девушка сослалась на какую то статью конституции Украины)). Когда звонил с требованием выслать официальное письмо, другая девушка-оператор сказала, что они имеют право не высылать мне его в течении 3х недель, и за этот период будет начисляться пеня. Написал заявление в милицию, сейчас думаю идти повторно писать. Начали названивать отцу на телефон, бывает по 15 вызовов в день. Тоже пугали судом, который постановит выплатить им 5 тысяч гривен.
    На счет пени в пункте договора с ютелом есть такой пункт:
    "за несвоєчасну сплату рахунків Оператор може вимагати сплату пені в розмірі облікової ставки НБУ від суми заборгованості за кожний день прострочення, якщо діючим законодавством України не передбачено іншого розміру пені. Сплата пені за невиконання договірних обовязків не звільняє винну Сторону від взятих на себе забовязань"
    Насколько я понимаю, по ставке НБУ у меня никак не могло набежать 300грн пени из 47, хотя я дилетант в этих вопросах.

    ОтветитьУдалить
  7. Звонят матери, говорят, что заведено судебное дело, называют какой-то номер, диктуют номер телефона, по которому надо позвонить, чтобы типа решить без суда, и бросают трубку :) И это через неделю после того, как я позвонил им сам и сказал, что нифига платить и не подумаю, пока не получу от вас всего перечня правильно оформленных документов. Они похоже своих "должников" совсем необразованным быдлом считают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пиши заявы в прокуратуру и милицию! не имеют права звонить близким! Если завели судебное дело, а повестки не было (в кот. ты должен лично расписаться) то значит никакого судебного дела нет! :-))))))))))

      Удалить
    2. Я от Укрфинансов уже 3 года жду документы :)

      Удалить
    3. Пошли на х.й
      На третий раз от..бутся!

      Удалить
  8. Мне вот тоже названивают постоянно с разных номеров! ну я тупо не беру трубку! в игнор их кидаю! пусть звонят сколько влезет... Когда нибудь им это надоест! утелом не пользуюсь с 2009 года...

    ОтветитьУдалить
  9. У меня такой сучий,что они мне приправляют долг перед укртелекомом,ну идентификационный код не соответствует с моим,только ФИО. Они мне говорят чтобы я им прислал факсом.
    Надо мне тоже тогда обратиться в Укртелеком,или как?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Факс к делу не пришьешь) Пишите, конечно. Можете заодно потребовать копию договора.

      Удалить
  10. Мне становится очень скучно, когда мне не звонит Купер! Я перевёл мобилку на тариф, где доплачивают за входящие и на этих дебилах зарабатываю! :-))) Самое главное не платить Куперу! потому, что если Вы заплатите, то это будет для них сигналом, что Вы лох и готовы платить и тогда их следующий шаг будет это просить от Вас денег снова, т.к. скажут, что те деньги Вы выслали не тот счёт или пока Вы слали деньги ещё пеня набежала! Единственная гарантия заплатить по-минимуму это через Суд! Ни в одном суде их "пеня" не будет ни чем обоснованной и Вы заплатите только тело долга! Моральный ущерб они требовать не имеют право, т.к. этот долг они сами выкупили по доброй воле и Вы им ничего не обещали и договоров с ними не заключали! А если звонят близким, то пишите заявы в прокуратуру и милицию, т.к. они незаконно собирают информацию о Вас и Ваших близких! Если звонят часто, то записывайте разговоры и просите их больше не звонить и обращаться к Вам письменно и через Суд! В этом случае Вы можете потом (даже если они вдруг подадут на Вас в суд) в суде выставить встречный иск рублей на 1000 за моральный ущерб, а распечатку входящих звонков можете взять у своего оператора!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Та прокуратура на это совершенно не обращает внимания! там так сразу и сказали, что таких писем у них куча! Я думаю, что из за каких то 320 гр никто не будет париться, позвонят немного и перестанут! тем более 300 гр из 320 ими же накрученый долг( как в моем случае) Сегодня смс прислали, после того как я их совершенно игнорирую и сбрасываю звонки.. Смс сл. содержания... Мол если заплатите до 30 сентября, то мы спишем с вас 200 гр!!! ты смотри какая щедрость с их стороны!!!

      Удалить
    2. Мне прислали такое же СМС, ещё раз посмеялся!!
      Прокуратура не обращает внимания только тогда, когда имеют дело с юридически неграмотными людьми! Если Вы приходите в прокуратуру с заявлением в двух экземплярах, регистрируете его в журнале у секретаря, второй экземпляр с визой, что оно принято оставляете себе, то уж поверьте опыту человека, который не раз так делал, Ваше заявление примут и ГАРАНТАРОВАННО ОТВЕТЯТ! Потому, что они знают, что если не ответят и не разберутся, Вы можете копию заявы с визой о принятии отправить куда по-выше и тут кто-то получит хороший нагоняй!

      Удалить
    3. Подаче заявлений/жалоб в правоохранительные и контролирующие органы мы уделим отдельное внимание. Можно и нужно защищать свои права. Это тема для отдельного обсуждения.

      Удалить
  11. спасибо за старание, за ссылку на договр образца 2010 года!
    наконец то есть сам договор в очень хорошем качестве, что можно читать не напрягая глаза! СПАСИБО!
    я об этой ссылке:
    http://letitlinks.ru/book/24-dogovor-utel-ykrtelecom.html

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый день Сергей! Пользовался интернетом от ютела в 2008г. Качество ужасное,звонил оператору-безрезультатно.Соответственно перестал пользоваться и выкинул симку.Жаль,что договор не расторгнул письменно.Никаких уведомлений о долге мне не приходило.Да забыл я за него. Уже несколько месяцев звонят от УКГ и требуют долг в размере 384 грн 01 коп. Соответственно угрозы,штрафы и т.д.,присылают смс с указаниями счёта для уплаты, что "группа захвата" едет в гости, даже было такое-проплати 184грн.,а 200 спишем. Поначалу когда звонили не могли даже точно сказать,за что долго то! А то представлялись вообще разными фирмами.Звонили на работу и представлялись теплокомуникациями!!! Я настоятельно требовал письменного подтверждения их требований.И наконец-то прислали письмо.Уведомление с мокрой печатью, а договор факторинга от 2012г-ксерокопия.Но письмо не от УКГ, а от куперов. Счета в письме и смс совпадают. У нас в городе уже приезжали к должникам и ломились в двери.Правда наряд ППС их спугнул. Однако там и долг исчислялся тысячами.Сергей,могу ли я отослать тебе на E-mail(ранее указанный) сканы этих документов для ознакомления?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, можете прислать документы. Но я уже знаю, что в них. А именно - никакой полезной конкретной информации. Разговоры с ними по телефону ни к чему не приведут. Я сторонник общения с ними только посредством официальных запросов.
      Читайте блог, пользуйтесь шаблонами, пишите, требуйте, выясняйте ситуацию. Есть желание - обращайтесь с жалобами во все возможные инстанции (уже есть пару шаблонов, будут дополнения).

      Удалить
  13. Здравствуйте Сергей! Большое спасибо за Ваш труд и за те ,достаточно, вразумительные объяснения.
    У меня похожая ситуация с Укртелеком. В июле 2010 заключил договор и начал пользоваться этими "качественными" услугами. Но на долго меня не хватило, к концу августа перестал использовать этот интернет и забросил карточку в долгий ящик. К сожалению заявление о расторжении договора не написал.
    Что имеем на данный момент:
    -в январе 2014 приходит СМС с 044-393-41-23, мол "не доводите до суда....". Пробиваю в интернете - наш клиент -Купер Прайс. Читаю форумы, понимаю в чем дело и чьими долгами они занимаются (среди них Укртелеком). По совету друзей на СМС не отвечал и не перезванивал.
    -Визит в Укртелеком дает мне справку "про відступлення боргу ТОВ Купер прайс" и в ней же про отсутствие долгов перед ПАТ Укртелеком . Т.е в самом деле есть долг в 180гр и он уступлен. Кроме этого Листочек-памятка "До уваги обонентів" с указанием договора факторинга и реквизитов для оплаты Купер Парайсу.
    -дальше(не судите строго) иду в банк и оплачиваю данную сумму Куперу.-к сожалению не сразу нашел этот блог...(( Немного жалею, что оплатил, но успокаиваю себя тем, что в любом случае долг есть и Укртелеком его обоснует.
    Теперь хочется последовать Вашему совету и разложить все по полочкам. Т.к.
    1. уведомлений о существованиии и просьб оплатить задолженность не поступало.
    2. Без моего согласия передали мой долг и мои персональные данные другой компании.
    Подскажите, как поступить в моем случае? Как лучше сформулировать "легенду" писем. Стоит ли писать о ненаписанном заявлении? Уплаченном долге?

    ОтветитьУдалить
  14. кілька місяців постійно колектори звонять, автовідповідач, смски за борг укртелекому, суми різні, в смс 597,96 по телефону щось про 200+ грн говорили.. є записи розмов. але саме цікаве, що ім'я та призвище кажуть не моє, я кажу кожного разу що це не я.. і у мене ніколи не було укртелекому.. ні інтернету, ні телефону!!! Куди краще звернутись? Прокуратура, СБУ, поліція? Бумажних листів немає, тому що я навіть не здогадуюсь, на яку адресу їх надсилають і куди їх група виїзжає))) це смішно, їх смс схожі на "разводняк с ростовской тюрмьІ"))) Але дзвінки в неділю рано вранці та в інші дні вже дістали...

    ОтветитьУдалить