Меню

вторник, 24 сентября 2013 г.

Кто нам звонит? Разбираемся с представителем покупателя долгов

Долой маски!
Для начала несколько новостей нашего проекта с момента последней публикации:

1) Открыт раздел "Новости" основного блога, где Вы сможете узнать о самых важных новинках и событиях.

3) Появилась возможность уведомления по e-mail о новых публикациях и новостях блога. Для этого введите свои данные в форме справа. После этого Вы получите письмо с просьбой подтверждения и мое приветствие. Вы никогда не получите по этой рассылке спам или ненужную рекламу. Я обязуюсь никому и никогда не передавать Ваш адрес.

А теперь переходим непосредственно к предмету нашего рассмотрения.
Знаете Вы или нет, но во многих случаях, когда Вы звоните в службу поддержки или на горячую линию интернет-провайдера, кабельного оператора, телекоммуникационной или другой фирмы, Вас соединяют с совершенно другой организацией (юридическим лицом). Происходит это потому, что часто компании не хотят содержать отдельную службу поддержки и нанимают для этих целей стороннюю фирму (call-центр), которая специализируется на предоставлении таких услуг. Таким образом, не нужно искать отдельные помещения, набирать, учить и контролировать персонал, заморачиваться с техническими моментами и т.д. Проще и дешевле заключить договор о таких услугах, концентрируясь на основных задачах бизнеса.

Схема работы коллекторских организаций ничем не отличается от этого примера. Конечно, есть специфика такого бизнеса, учитывая стороны и их правоотношения. Но в целом все именно так. Подавляющее количество звонков и почтовых отправлений совершают обыкновенные call-центры, не имеющие прямого отношения к переуступке прав требования. Они не являются финансовыми компаниями, а предоставляют услуги в сфере права и организации телефонных центров согласно уставных документов.
Я уже не раз писал об этом в предыдущих постах, но, судя по Вашим вопросам и комментариям, стоит остановиться на этом моменте еще раз.
Законодательство Украины не предусматривает статус "коллекторская компания" или такой вид деятельности. Например, любая организация не может просто так называться банком, финансовым учреждением, партией или общественным объединением, поскольку их деятельность строго регулируется, подлежит соответствующей регистрации, лицензированию и контролю со стороны государства.
Поэтому, когда Вам звонят и говорят, что это "коллекторская компания", то с таким же успехом и правами они могут представиться мясокомбинатом или цветочным магазином. Название не определяет статус организации и ее права. Это делает закон.
Несмотря на неоднократные упоминания, скажу еще раз. Настоятельно рекомендую при звонках коллекторов:
  1. Спрашивать точное название компании-звонаря;
  2. Узнавать и записывать фамилию, имя и отчество звонящего, его должность в компании;
  3. Выяснять отношение компании к Вашему долгу и основание таких отношений;
  4. Уточнять название компании (фактора или цессионария), которой непосредственно перешло право требования (продан долг);
  5. Вести учет таких звонков и СМС: номер звонящего, компания, ФИО, дата, время.
  6. По возможности вести запись самого звонка.
Скоро по всей стране!
Не сочтите меня параноиком. При написании и подаче заявлений, жалоб и запросов Вы смело сможете указать и опереться на такие данные. Таким образом, Вы подкрепите свои слова достоверными фактами, которые при желании правоохранительные органы могут (и должны) проверить.
Спасибо Вам за предоставленные и опубликованные записи таких звонков в нашей группе Вконтакте. В целом, картина всюду схожая, но есть некоторые интересные моменты. Так, однажды звонящий сказал, что мы не имеем права вести запись разговора. Ну, смешно просто. Они сами часто говорят, что ведут фиксацию звонка. Двойные стандарты? Или простое неведение? Вы имеете полное право записать собственный звонок. Другой вопрос - будет ли это доказательством. Спорить тут можно долго, но ясно одно - это не помешает.
Я уже неоднократно слышал из многих источников, что работники коллекторских фирм очень часто представляются вымышленными именами. Говорят, что даже есть определенный алгоритм выбора имени для конкретного звонка или дня. Это наталкивает меня на мысль, что там осознают неправомерность такого стиля общения, обработки персональных данных и последующей возможной ответственности. Но все равно на записи останется голос, а в телекоммуникационной компании - номер, дата, время и продолжительность звонка. Это давно все знают. На каждого мудреца довольно простоты (А. Островский).
Так на основании чего действуют подобные "представители"? Изучая "досудебное предупреждение" от ООО "Универсальная коллекторская группа", на первой странице внизу я нашел надпись мелким шрифтом:
"20 декабря 2011 года между ЧАО "Киевстар" и ООО "Купер Прайс" был заключен договор факторинга №77660, в соответствии с которым ООО "Купер Прайс" приняло право денежного требования к должникам и стало кредитором по договорам о предоставлении телекоммуникационных услуг, заключенным между ЧАО "Киевстар" и абонентами. В соответствии с договором доверия №06/06-2011 от 06 июня 2011 работу по взысканию задолженности проводит ООО "Универсальная коллекторская группа".
Таким образом, в данном случае между ООО "Купер Прайс" и ООО "Универсальная коллекторская группа" подписан некий "договор доверия", по которому именно последняя компания проводит "взыскание". Это означает, что именно эта организация будет доставать Вас звонками, СМС-ками, письмами, угрозами, предупреждениями и т.д.
Признаюсь честно, что я длительное время работал в налоговой службе именно в подразделении взыскания налогового долга и даже продвинулся по служебной лестнице (не кидайте камнями, это в прошлом). Поэтому о взыскании и долгах я знаю не по наслышке. Но даже такая грозная государственная организация, имеющая в своем подразделении силовые оперативные структуры, большой штат сотрудников, владеющая полной информацией о плательщиках, с возможностью блокировки счетов, ареста и описи имущества, не занимается такой ерундой как коллекторские компании. Никаких вечерних звонков с угрозами, запугивания неизвестными штрафами и засад возле дома. Только деловая переписка и действия, предусмотренные законодательством. В противном случае это грозило как минимум служебным расследованием, а как максимум - прокурорскими проверками и прямой ответственностью. По крайней мере, так работал я.
Так вот, самое понятие "взыскание" относится сугубо к деятельности государственных структур, по решению суда или опосредственно в процедуре банкротства. И точка.
Какими же правами тогда обладает такое доверенное лицо или представитель? Не буду обманывать - я еще не имел возможности ознакомиться с такими договорами между указанными компаниями или им подобными. Но опираясь на опыт, практику и изучение других документов, могу с большой уверенностью сказать, что там указано, что доверенное лицо имеет право представлять доверителя (в нашем случае ООО "Купер Прайс") в определенных вопросах и проводить "работу по взысканию".
Но что это означает на практике? Да абсолютно ничего нового, из того что мы знаем! Никаких новых инструментов законодатель не вкладывает в руки коллекторских организаций, поскольку их статус не определен. Они должны строго следовать законам, регулирующим предпринимательскую деятельность в общем. Кроме того, у должника не возникает никаких новых обязательств, кроме тех, что уже предусмотрены ранее подписанным договором о предоставлении услуги или кредита.
Откуда у них тогда берется такой стиль общения, игра на нервах, угрозы и хамское поведение? Ниоткуда. Они руководствуются только желанием скорее вернуть долги, особо не вникая в суть каждой ситуации. Я практически уверен, что звонящий представитель (ООО "УКГ", например) никогда не видел в глаза документальное подтверждение своих требований: договора, акты, справки, выписки, движение средств и т.д. Он получает лишь компьютерную базу данных должников и прямое указание выжать все, что можно.
Вспомните, что Вам отвечали, на законное требование предоставить доказательства? Все что угодно, только не подтверждение того, что документы будут отправлены. Таким образом, в таких компаниях количество явно побеждает качество. Легче донимать звонками, чем реально разобраться в ситуации и поступить согласно закону. А ведь многие не выдерживают, пугаются и платят. Только прекращаются ли звонки после этого? Как оказывается, нет.
Всенародно любимые звонящие представители забывают еще об одном очень важном моменте. Приобретая права требования к нам (нашу задолженность), у нас никто не отнимает наши права.
Во-первых, существует процессуальный порядок уведомления и предоставления доказательств переуступки долга. Не будем повторяться. Об этом много сказано в постах:
Теперь обратимся к звонящему представителю с требованием прислать документы (это не повредит; в конце концов, и он нас достает). Кроме того, мы уже направили такие запросы оператору услуги и новому кредитору (читай указанные посты).
Во-вторых, очередной раз кто-то получает и обрабатывает наши персональные данные. На этом тоже сейчас не будем останавливаться (пост - "Выясняем происхождение, точную сумму и факт передачи нашего долга"). Напомню лишь, что обработка персональных данных включает, кроме всего прочего, их сбор, накапливание, хранение и распространение.
Получается, что под звонками родственникам и на работу такие представители имеют ввиду "сбор" информации. Ну что же, пора пресечь такие действия: узнать, воспользовавшись законным правом, что именно о нас храниться в такой базе, и отозвать согласие на обработку. Кроме того, пора выяснить статус такого представителя: является он "владельцем" или "распорядителем" такой базы.
В-третьих, поскольку кому-то перешли наши обязанности, а у нас никто не вправе отобрать наши права, мы успешно остаемся клиентами некой услуги, т.е. ее потребителями. А их права строго охраняются Законом Украины "О защите прав потребителей".
Так, согласно ч.5 ст.19 Закона:
"Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
..............
2) совершение длительных и/или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя прекратить такие действия или покинуть жилье;"
Мы еще не рассматривали визиты коллекторов домой, но уже знаем, что такая практика прямо запрещена.
"3) совершение постоянных телефонных, факсимильных, электронных или других сообщений без согласия на это потребителя;"
Кажется, все предельно четко и ясно. Разве кто-то давал такое согласие? Нет, в жизни всякое бывает, но мне кажется, что большинство должников не являются мазохистами. Опять все спишем на правовой нигилизм и забывчивость коллекторов? Нет, это уже явный перебор и прямое пренебрежение Законом.
Теперь коснемся нового аспекта такой деятельности коллекторов. Как воспринимать такие периодические звонки с прямым требованием оплатить некую сумму? Это уже сфера действия Уголовного кодекса Украины (дальше - УКУ). Конечно, тут много нюансов и тонких моментов, но в целом имеем:
  1. Жесткое и периодическое требование оплатить некий долг;
  2. Отсутствие гражданско-правового основания из-за нарушения процессуальных норм, а именно:
  • Неуведомление о передаче (переуступке) прав требования;
  • Непредоставление доказательств такой уступки.
Согласно ч.2 ст.189 ККУ "Вымогательство":
"Вымогательство, совершенное повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом с использованием служебного положения, или с угрозой убийства или причинения тяжелых телесных увечий, или с порчей или уничтожением имущества, или такое, что причинило значительный вред потерпевшему, -
карается лишением свободы на срок от трёх до семи лет."
Почему именно эта часть и квалификация? Потому, что она даже не предусматривает прямых угроз, только выраженное в решительной форме требование. Также понятно, что это не решение одного оператора-вымогателя совершить такое деяние. У него есть тим-лидер, начальник, руководитель компании, в конце концов. В итоге - группа лиц и предварительный сговор.
Так почему же молчат правоохранительные органы? И этот вопрос мы не оставим без ответа, подав прямые массовые заявления.
Это только верхушка айсберга возможной уголовной ответственности, которую мы проанализируем более детально в дальнейших публикациях.
Сегодня наша задача - направить прямое требование прекратить любые звонки, СМС-ки, письма до выяснения ситуации и предоставления доказательств.
Вернемся к Коваленко Панасу Анастасовичу из предыдущих примеров и продолжим слать наши законные требования.
Легенда
Панас Анастасович уже направил запрос в компанию, где возник некий долг (Укртелеком), и новому кредитору (ООО "Купер Прайс"). Ответа он еще не получил, но звонки продолжаются. Коваленко П.А. понял, что звонит ему не новый кредитор, а его представитель - ООО "Универсальная коллекторская группа". Действуя на опережение, дед Панас решил потратить немного времени, написать и туда с требованием прекратить звонки, предоставить информацию из базы данных и разобраться в ситуации. Ох уж этот Панас Анастасович. Вечно ему неймется))
Данные ООО "Универсальная коллекторская группа" находим на их сайте и  в ГП "Информационно-ресурсный центр":
  • Идентификационный номер юрлица: 34926473
  • Название: Общество с ограниченной ответственностью "Универсальная коллекторская группа" (ООО "Универсальная коллекторская группа")
  • Местонахождение юрлица: 04080, г. Киев, Подольский район, ул. Константиновская, дом 73
  • Руководитель: Осадчий Александр Анатольевич
Пример такого письма требования Вы можете скачать по этой еще одной очень ценной ссылке.

Порядок отправления мы уже рассматривали в предыдущих постах.

P.S. Я как автор этого поста, учитывая его объем и многочисленные ссылки на нормативную базу, оставляю за собой право изменить и уточнить некоторые моменты касательно трактовки и практического применения законодательных норм, а также сам шаблон письма-запроса. Однако суть статьи и ее целостность не пострадают. Нет предела совершенству)

6 комментариев:

  1. Сегодня по электронной почте УКГ прислали письмо о том, что мол должен, и заодно копию договора факторинга. Может будет полезно, выкладываю ссылку на архив с этими документами:
    http://www.sendspace.com/file/xdj1au

    Буду признателен, если ответите на некоторые интересующие меня моменты:

    1) Письмо, якобы отправленное укртелекомом год назад, с уведомлением о передаче долга куперам (что-то там порядка 80 грн), но без подписи, без печати и вообще отправленное обычной почтой может иметь какую-то силу? Уже не говоря о том, что не оформлено как следует, оно ведь могло банально потеряться на почте, так ведь? Моей подписи о получении нет, ничего не знаю. Это ведь их проблемы, чтобы правильно меня уведомить?

    2) Когда по почте прийдет письмо, электронную версию которого прислали сегодня (файл incredible loot.doc), это должно являтся мотивом к моему действию? Мол, откуда такая разница, почему куперы (а не укртелеком) ничего не написали раньше, и т.п.?

    3) Если я разорвал договор где-то год и три месяца назад, не будут ли их притензии безосновательными еще через три месяца? (изначально я договор заключал в 2009).

    Я не против погасить долг, если он действительно был, но не с такой накруткой в пользу конторки, которая прибегает к использованию хамских методов, как например названивание родственникам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, спасибо за документы.
      1) Не расписывались - значит не получали. Только письмом с уведомлением о вручении.
      2) Если хотите избавиться от постоянных звонков, прояснить ситуации и быть спокойным - действуйте) Процедура и шаблоны есть в постах блога и в нашей группе Вконтакте.
      3) Нужно внимательно изучить ситуацию. Исковая давность - 3 года, для пени - 1 год. Но обычно это их не останавливает, и звонки продолжаются.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. Да что же такое... ну, попытка номер три :) Если можно, удалите эти комментарии и поставьте правильную ссылку в первом: http://www.sendspace.com/file/cfn63j

    ОтветитьУдалить
  4. Звонят с разных номеров (например сегодня позвонили с этого 050 308 54 35), но дозвониться к ним не возможно (все время то занято, то "сбрасывают" звонок).
    Я им сказал что оплатить долг не отказываюсь, но только после предъявления письменных документов, а они считают что я должен платить даже, если кто-то позвонит или пришлет sms (вероятно думают что все должники необразованные лохи) .

    ОтветитьУдалить
  5. Я брала кредит в Еврокредит в июне 2008г. Проплатила 3 месяца и дальше не смогла. В декабре 2011г долг был 9000гр.В мае 2012г прошло письмо от Примоколектор, что они новые кредиторы и долг 18500гр., пошли звонки, угрозы,в ноябре 2012долг был 21500гр. Сдалась, подписала договор за 3года выплатить 17500гр.Выплатила 14000гр.и с марта 2015г. перестала платить. Теперь с декабря 2018г.звонят и требуют заплатить почти 30000гр.идут одни звонки с угрозами на работу в больницу.Просила выслать письмо с расчёта и о долго не хотят.

    ОтветитьУдалить