суббота, 3 октября 2020 г.

Как правильно оформить и подать заявление в полицию о незаконных действиях банка, МФО, нового кредитора или коллектора


Еще в далеком 2014 году я опубликовал статью по данной теме. Но с того времени милиция превратилась в национальную полицию и изменилось законодательство, в том числе Уголовный процессуальный Кодекс Украины (УПКУ). Но, к сожалению, во многом не изменились методы работы самих правоохранительных органов и отношение их работников к заявителям, т.е. к простым гражданам, которые пытаются защититься от произвола всякого рода мошенников, вымогателей и звонарей. Последние же не утруждают себя моральным и правовым выбором методов работы с "заемщиками".

Часто принцип "моя милиция полиция меня бережет" просто не работает. Полицейские нередко делают все, чтоб просто отфутболить заявителя по любому поводу. Им проще расследовать кражи, убийства и т.д., чем разбираться в премудростях кредитных отношений. Но это не означает, что в полицию обращаться не нужно и бесполезно. Наоборот, через правоохранительные органы можно существенно сбавить пыл всяких там звонарей и вымогателей. Только все нужно делать правильно, зная свои права, проведя подготовительную работу и контролируя действия полиции.

Такое положение вещей сложилось в связи с тем, что, несмотря на смену вывесок и законов, методы работы правоохранителей зачастую остались "советскими". И, прямо скажем, профессиональный уровень сотрудников полиции оставляет желать лучшего. Что тут говорить, если часто на заседаниях в суде мне приходиться на пальцах объяснять судье, что такое деньги, кредит, кредитный договор, банковский счет, письменные доказательства кредитной сделки и другое. Все, что касается документов и цифр, вызывает у дознавателей/следователей районного уровня некий страх и полное непонимание происходящего. В заявлениях и объяснениях приходиться разжевывать буквально все, а до подачи самого заявления проделать немалую работу по самостоятельному сбору доказательств преступления.

Если вы думаете, что вам нужно всего лишь прийти в райотдел полиции, написать заявление, и государство в лице доблестных правоохранителей сразу кинется в бой защищать ваши гарантированные законом права, то должен вас разочаровать. Как показывает практика, ваше заявление останется без должного рассмотрения. Максимум, на что вы можете рассчитывать в данном случае, это формальная отписка, что нарушений не выявлено, а состав преступления отсутствует. И получите вы такое "письмо счастья" уже после пропуска сроков обжалования бездеятельности дознавателя или следователя.

Основное

Понятия правонарушение, преступление, квалификация, подследственность и др. мы уже рассмотрели в предыдущей статье. И хотя законодательство с тех времен изменилось, суть осталась прежней. Посему не будем останавливаться на этом моменте.

Главное, нужно запомнить следующее. Если правонарушение квалифицируется по нормам Уголовного кодекса Украины (УКУ), то оно является уголовным (т.е. преступлением). Если же по нормам Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), то административным.

Сейчас нас интересуют именно уголовные правонарушения (преступления), совершаемые разного рода кредиторами или их представителями. Да, наши субъекты совершают и административные проступки. Например, таким является отказ рассмотреть обращение гражданина (письмо, запрос, жалобу и т.д.), за что предусмотрен солидный штраф. Но данный вопрос мы обсудим в следующих публикациях.

Основными законодательными и нормативными актами в свете нашей темы являются:

  1. Закон Украины "О национальной полиции" от 02.07.2015 №580-VIII (далее - Закон)
  2. Уголовный кодекс Украины (далее - УКУ)
  3. Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее - УПКУ)
  4. Порядок ведения единого учета в органах (подразделениях) полиции заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других происшествиях, утвержденный Приказом МВД Украины от 08.02.2019 №100 (далее - Порядок)

Основную массу преступлений наших подопечных можно квалифицировать по таким статьям УКУ:

  1. ст.182 «Нарушение неприкосновенности частной жизни»;
  2. ст.189 «Вымогательство»;
  3. ст.353 «Самовольное присвоение властных полномочий или звания служебного лица»;
  4. ст.355 «Принуждение к исполнению или неисполнению гражданско-правовых обязательств»;
  5. ст.356 «Самоуправство».

Конечно, данный перечень является неполным, зависит от конкретной ситуации и деяний самого кредитора. Более того, мы сейчас не будем подробно останавливаться на каждой из квалификаций, поскольку публикация превратиться в скучную юридическую лекцию. Тут лучше работать с практикующим юристом. Остановлюсь лишь на разнице в статьях 189 и 355 УКУ.

Статья 189 УКУ «Вымогательство» предусматривает, что любые правоотношения (сделка, договор) отсутствуют, но заплатить деньги, так сказать, убедительно требуют. В свою очередь, статья 355 УКУ «Принуждение к исполнению или неисполнению гражданско-правовых обязательств» исходит из того, что сделка была, но требование ее исполнения или неисполнения носит явно незаконный характер.

И давайте для начала разберемся с формальными нормами подачи заявления об уголовном правонарушении (преступлении).

Подача заявления в полицию. Формальные требования

Согласно ч.2 ст.12 Закона:

"Поліція не має права відмовити в розгляді або відкласти розгляд звернень стосовно забезпечення прав і свобод людини, юридичних осіб, інтересів суспільства та держави від протиправних посягань з посиланням на вихідний, святковий чи неробочий день або закінчення робочого дня."

Таким образом, обратиться с заявлением вы можете в любое время. Даже в час ночи первого января, если так сложились обстоятельства. Вам не имеют права отказать и даже отложить рассмотрение любого заявления.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.23 Закона полиция:

"здійснює своєчасне реагування на заяви та повідомлення про кримінальні, адміністративні правопорушення або події;"

Согласно ч.1 ст.26 Закона:

"Поліція наповнює та підтримує в актуальному стані бази (банки) даних, що входять до єдиної інформаційної системи Міністерства внутрішніх справ України, стосовно:

...

2) виявлених кримінальних та адміністративних правопорушень, осіб, які їх учинили, руху кримінальних проваджень; обвинувачених, обвинувальний акт щодо яких направлено до суду;"

Данные нормы обязывают полицию своевременно реагировать на заявления граждан и вносить ведомости о преступлениях в соответствующие базы данных.

Непосредственно подавать заявление в полицию можно в качестве потерпевшего или заявителя. Думаю, всем интуитивно понятна разница в данных статусах. Так, согласно ч.1 ст.55 УПКУ:

"Потерпілим у кримінальному провадженні може бути фізична особа, якій кримінальним правопорушенням завдано моральної, фізичної або майнової шкоди, а також юридична особа, якій кримінальним правопорушенням завдано майнової шкоди."

В соответствии с ч.2 ст.55 УПКУ:

"Права і обов'язки потерпілого виникають в особи з моменту подання заяви про вчинення щодо неї кримінального правопорушення або заяви про залучення її до провадження як потерпілого.

Потерпілому вручається пам'ятка про процесуальні права та обов'язки особою, яка прийняла заяву про вчинення кримінального правопорушення."

Согласно же ч.1 ст.60 УПКУ:

"Заявником є фізична або юридична особа, яка звернулася із заявою або повідомленням про кримінальне правопорушення до органу державної влади, уповноваженого розпочати досудове розслідування, і не є потерпілим."

Другими словами, потерпевший - это лицо, чьи права были явно нарушены и кому нанесен определенный ущерб. Заявитель же может сообщить о некоем преступлении в общем.

И тут следует отметить, что потерпевший обладает в уголовном производстве более широкими правами (ст.56 УПКУ), чем заявитель (ч.2 ст.60 УПКУ). Например, среди прочего он может знакомиться с материалами производства (п.11 ч.1 ст.56 УПКУ). Поэтому, при подаче заявления в полицию сразу желательно требовать признать вас потерпевшим и в таком статусе подписать такое заявление внизу. Хотя заявление о привлечении к производству заявителя как потерпевшего можно подать позже (абзац 1 ч.2 ст.55 УПКУ).

В соответствии с п.1 Раздела ІІ Порядка:

"Прийняття заяв (повідомлень) незалежно від місця і часу їх учинення, повноти отриманих даних, особи заявника здійснює цілодобово, безперервно та невідкладно орган (підрозділ) поліції, до якого надійшла така інформація.

Заяви (повідомлення) можуть бути усні або письмові:

усні заяви (повідомлення) від осіб уповноважена службова особа органу (підрозділу) поліції або інший поліцейський, до повноважень якого це належить, вносить до протоколу прийняття заяви про кримінальне правопорушення та іншу подію (додаток 2);

під час особистого звернення заявника до органу (підрозділу) поліції із письмовою заявою (повідомленням) уповноважена службова особа органу (підрозділу) поліції її (його) приймає і реєструє."

Согласно п.4 Раздела ІІ Порядка:

"Якщо заява (повідомлення) надійшла до органу (підрозділу) поліції під час особистого звернення заявника одночасно з її (його) реєстрацією в ІТС ІПНП або журналі єдиного обліку заяв і повідомлень про кримінальні правопорушення та інші події (далі - журнал ЄО) (додаток 4), уповноважена службова особа оформлює та видає заявникові талон-повідомлення ЄО про прийняття і реєстрацію заяви (повідомлення) про кримінальне правопорушення та іншу подію (додаток 5).

Корінці талонів-повідомлень зберігаються в уповноваженої службової особи."

Таким образом, заявление можно подать как письменно, так и устно. Но я настоятельно рекомендую прийти в райотдел полиции с уже готовым заявлением в 2-х экз., о чем мы с вами поговорим ниже. Как факт регистрации вашего заявления, вам обязаны выдать талон-уведомление, что является доказательством принятия и регистрации такого заявления.

В соответствии с ч.4 ст.214 УПКУ:

"Слідчий, прокурор, інша службова особа, уповноважена на прийняття та реєстрацію заяв і повідомлень про кримінальні правопорушення, зобов'язані прийняти та зареєструвати таку заяву чи повідомлення. Відмова у прийнятті та реєстрації заяви чи повідомлення про кримінальне правопорушення не допускається."

В Разделах ІІІ и ІV Порядка вы можете ознакомится с процедурой регистрации и передачи заявления по территориальности, если оно подано в центральный аппарат полиции или другие территориальные подразделения. Но я все же рекомендую обращаться в ваш райотдел для более простого контроля движения вашего заявления, о чем мы тоже поговорим ниже.

Внесение ведомостей в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР)

Согласно ч.1 ст.214 УПКУ:

"Слідчий, дізнавач, прокурор невідкладно, але не пізніше 24 годин після подання заяви, повідомлення про вчинене кримінальне правопорушення або після самостійного виявлення ним з будь-якого джерела обставин, що можуть свідчити про вчинення кримінального правопорушення, зобов'язаний внести відповідні відомості до Єдиного реєстру досудових розслідувань, розпочати розслідування та через 24 години з моменту внесення таких відомостей надати заявнику витяг з Єдиного реєстру досудових розслідувань. Слідчий, який здійснюватиме досудове розслідування, визначається керівником органу досудового розслідування, а дізнавач - керівником органу дізнання, а в разі відсутності підрозділу дізнання - керівником органу досудового розслідування."

Т.е. у сотрудника полиции есть только 24 часа (и ни минутой больше) для внесения ведомостей в ЕРДР. Более того, в течении следующих 24 часов (т.е. 48 часов с момента подачи заявления, время которого указано в талоне-уведомлении) вам обязаны предоставить извлечение из ЕРДР. Закон устанавливает жесткие сроки и их нарушение - это нарушение ваших прав на справедливое расследование.

В соответствии с ч.2 ст.214 УПКУ:

"Досудове розслідування розпочинається з моменту внесення відомостей до Єдиного реєстру досудових розслідувань. Положення про Єдиний реєстр досудових розслідувань, порядок його формування та ведення затверджуються Офісом Генерального прокурора за погодженням з Міністерством внутрішніх справ України, Службою безпеки України, Національним антикорупційним бюро України, Державним бюро розслідувань, органом, що здійснює контроль за додержанням податкового законодавства."

Другими словами, с момента внесения ведомостей в ЕРДР открывается уголовное производство и начинается досудебное расследование по сути вашего заявления. Никакие дополнительные проверки изложенных вами в заявлении фактов законом не предусмотрены. Более того, согласно ч.3 ст.214 УПКУ:

"Здійснення досудового розслідування, крім випадків, передбачених цією частиною, до внесення відомостей до реєстру або без такого внесення не допускається і тягне за собою відповідальність, встановлену законом. У невідкладних випадках до внесення відомостей до Єдиного реєстру досудових розслідувань може бути проведений огляд місця події (відомості вносяться невідкладно після завершення огляду). Для з'ясування обставин вчинення кримінального проступку до внесення відомостей до Єдиного реєстру досудових розслідувань може бути:

1) відібрано пояснення;

2) проведено медичне освідування;

3) отримано висновок спеціаліста і за згодою знято показання технічних приладів та технічних засобів, що мають функції фото- і кінозйомки, відеозапису, чи засобів фото- і кінозйомки, відеозапису;

4) вилучено знаряддя і засоби вчинення кримінального проступку, речі і документи, що є безпосереднім предметом кримінального проступку, або які виявлені під час затримання особи, особистого огляду або огляду речей.

У разі виявлення ознак кримінального правопорушення на морському чи річковому судні, що перебуває за межами України, досудове розслідування розпочинається негайно, відомості про нього вносяться до Єдиного реєстру досудових розслідувань за першої можливості."

В пунктах 1-4 данной нормы приведен исчерпывающий перечень того, что может делать полиция до внесения ведомостей в ЕРДР. Другое законом не предусмотрено. И, как видим, к кредитным договорам может иметь отношение только пункт 1 - объяснения/показания. Но и они не нужны, если все детально описано в самом заявлении. И даже в этом случае правило "24 часа + 24 часа" (ч.1 ст.214 УПКУ) должно работать.

Если подсуммировать то:

  1. При подаче заявления требуйте его немедленную регистрацию и выдачу талона-уведомления о регистрации.
  2. Через 48 часов со времени, указанного в талоне-уведомлении, требуйте предоставить вам извлечение из ЕРДР.

Как на практике?

Если коротко, то не так радужно и строго, как того велят нормы закона. Правоохранители придумывают незаконные проверки фактов по заявлению, затягивают сроки, а потом дают формальную отписку об отсутствии состава преступления. При этом сам заявитель пропускает время на обжалование, о чем мы еще поговорим ниже.

Поэтому настоятельно рекомендую внимательно изучить этапы, описанные ниже.

Подготовка и сбор доказательств

Несмотря на ваше обоснованное желание добиться правды, не спешите. Чем более тщательно вы проделаете подготовительную работу, тем лучше:

  1. Ведите элементарный учет звонков коллекторов: дата, время, номер телефона, организация, кем представились.
  2. При возможности ведите аудиозапись таких звонков. Сейчас доступны многие приложения с такой функцией для смартфонов.
  3. Подготовьте распечатки СМС или сообщений в мессенджеры от кредитора/коллектора.
  4. Храните "пугалки на бумаге", если такие приходили почтой.
  5. Отправьте запросы на бумаге укрпочтой кредитору (в банк, МФО, новому кредитору, коллектору) о предоставлении всех доказательств по кредиту и переуступке. Если сами не можете составить, закажите такие документы у юриста. Я тоже предоставляю такие услуги.
  6. Получите ответы на ваши запросы и проанализируйте их.
  7. Если нужно, закажите и получите выписки из госреестров (ЕГРПОУ, недвижимости и т.д.).
  8. Проконсультируйтесь с юристом касательно квалификации преступлений.

Недавно я готовил заявление в полицию для клиентки. Так само заявление составило 20 страниц текста, а дополнения - более 60-ти. Дополнения включали запросы, ответы на них, анализ поддельного паспорта мошенников, которые на нее оформили ряд кредитов, и т.д.

Составление заявления в полицию

Запомните. В полицию нужно идти с уже готовым, составленным, распечатанным и подписанным вами заявлением. Если составлять будете сами в райотделе с помощью дознавателя/следователя, то вам надиктуют такое, чтоб потом ничего не делать и легко вас отфутболить.

В заявлении нужно излагать факты четко, последовательно и однозначно, не допуская других трактовок. Основательно ссылайтесь на уже собранные вами доказательства, явное нарушение ваших прав и преступление, которое и сейчас совершается некими лицами.

Можно сгруппировать такие основные правила:

  1. Заявление пишите на имя начальника райотдела полиции.
  2. Прямо не признавайте подписание/заключение вами кредитного договора. Это можно всегда успеть.
  3. Звонящие вам представляются именно работниками кредитора (банка, МФО, коллектора).
  4. Вы не давали письменное согласие на обработку ваших персональных данных.
  5. Если вам отказываются предоставить документы на ваш запрос, прямо об этом указывайте в заявлении.
  6. Упомяните о квалификации преступлений согласно УКУ (его статьи).
  7. Требуйте признать вас потерпевшим и так подпишите данное заявление.
  8. Укажите все дополнения, которые вы прилагаете к заявлению, включая документы, записи на носителях, распечатки и т.д.

Куда подавать заявление?

Как показывает практика, то лучше всего в ваш райотдел полиции по месту проживания, даже если вы по этому адресу не зарегистрированы (прописаны). Так проще контролировать действия правоохранителей.

В подразделения киберполиции, в том числе через их сайт, обращаться не стоит. Уже проверено, что они просто ничего не делают и дают формальные отписки. Обжаловать же их действия несколько затруднительно ввиду территориальности.

Обжалование бездействия полиции

Вы подали заявление, но никто вам не предоставляет выписку из ЕРДР. Что делать в таком случае?

Согласно ч.1 ст.303 УПКУ:

"На досудовому провадженні можуть бути оскаржені такі рішення, дії чи бездіяльність слідчого, дізнавача або прокурора:

1) бездіяльність слідчого, дізнавача, прокурора, яка полягає у невнесенні відомостей про кримінальне правопорушення до Єдиного реєстру досудових розслідувань після отримання заяви чи повідомлення про кримінальне правопорушення, у неповерненні тимчасово вилученого майна згідно з вимогами статті 169 цього Кодексу, а також у нездійсненні інших процесуальних дій, які він зобов'язаний вчинити у визначений цим Кодексом строк, - заявником, потерпілим, його представником чи законним представником, підозрюваним, його захисником чи законним представником, представником юридичної особи, щодо якої здійснюється провадження, володільцем тимчасово вилученого майна, іншою особою, права чи законні інтереси якої обмежуються під час досудового розслідування;"

В соответствии с частью 1 статьи 304 УПК Украины:

«Скарги на рішення, дії чи бездіяльність слідчого, дізнавача чи прокурора, передбачені частиною першою статті 303 цього Кодексу, можуть бути подані особою протягом десяти днів з моменту прийняття рішення, вчинення дії або бездіяльності. Якщо рішення слідчого, дізнавача чи прокурора оформлюється постановою, строк подання скарги починається з дня отримання особою її копії.»

Согласно части 1 статьи 306 УПК Украины:

«Скарги на рішення, дії чи бездіяльність слідчого, дізнавача чи прокурора розглядаються слідчим суддею місцевого суду, а в кримінальних провадженнях щодо кримінальних правопорушень, віднесених до підсудності Вищого антикорупційного суду, - слідчим суддею Вищого антикорупційного суду, згідно з правилами судового розгляду, передбаченими статтями 318 - 380 цього Кодексу, з урахуванням положень цієї глави.»

Резюмируем:

  1. Бездействие полиции, а именно невнесение ведомостей в ЕРДР можно обжаловать.
  2. Такая жалоба подается в местный суд на имя следственного судьи (есть такая должность). Местный суд - значит по месту самого райотдела.
  3. Основное требование в такой жалобе - обязать внести ведомости в ЕРДР.
  4. На подачу такой жалобы у заявителя/потерпевшего есть только 10 дней. Считать нужно с дня, когда такие ведомости должны были быть внесены в ЕРДР. Т.е. учитывать 24 часа после подачи заявления в полицию.

Кстати, судебный сбор за подачу такой жалобы отсутствует.

Из своей практики скажу, что суды удовлетворяют такие жалобы на "ура". Более того, в райотделе, узнав о подаче такой жалобы, сами быстренько вносят ведомости в ЕРДР и предоставляют выписку еще до решения суда по сути. Ведь знают, что за такое можно серьезно получить по шапке.

Что может полиция?

Стоит ли вообще обращаться в полицию, если это связано с такими трудностями? Решать вам. Я лишь скажу, что после обращения к правоохранителям всякие звонари резко сбавляют ход. Да и полномочия самой полиции в ходе досудебного расследования довольно широкие. Все зависит от желания дознавателя/следователя и его подходу к вопросу. А это:

  1. официальные запросы и требования;
  2. выемки документов и обыски;
  3. разного рода экспертизы (в том числе судебно-бухгалтерские и почерковедческие);
  4. прослушка и другие меры оперативно-розыскной деятельности.

Многое из перечисленного требует санкции суда, но было бы желание.

Но если мошенники на вас "повесили" кредит, используя ваши персональные данные, а достают кредиторы звонками вас, то заявление в полицию является не только рекомендованным, но и обязательным. Иначе ситуация может обернуться для вас очень печально.

Пример заявления в полицию

С примером обращения в полицию можете ознакомиться по данной ссылке. Но повторюсь, это всего лишь пример для ознакомительных целей. Его нужно переделать и дополнить под конкретную ситуацию.

Как заказать готовые документы?

У меня вы можете заказать готовые "под ключ" запросы в банк, МФО, новому кредитору (фактору), коллекторам и т.д. Также я составляю расширенные заявления в полицию и при необходимости жалобы следственному судье.

Для заказа напишите на мейл - easydebts@gmail.com

Другие мои контакты найдете в этом разделе. Или напишите в чат блога в правом нижнем углу, если читаете данную статью на ПК.

И не забудьте подписаться на наш паблик в ФБ и Telegram-Канал. Вы всегда будете в курсе актуальных и свежих новостей, а также новых публикаций в данном блоге.

Если вам понравился проект и данная статья, то можете оказать посильную финансовую поддержку. Карта ПУМБ: 4314 1402 0252 9217

P.S. Я как автор этой публикации, учитывая ее объем и многочисленные ссылки на нормативную базу, оставляю за собой право изменить и уточнить некоторые моменты касательно трактовки и практического применения законодательных норм. Однако суть статьи и ее целостность не пострадают. Нет предела совершенству)

Комментариев нет:

Отправить комментарий